ВЕСТНИК РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА : ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ИЗДАНИЕ РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА : ГОД ИЗДАНИЯ ПЯТЫЙ. 1916. № 1-7: ЯНВАРЬ - ИЮЛЬ. - page 442

32
ВЪСТНИКЪ
РЯЗАНСКАГО
ГУВЕРНСКАГО
ЗЕМСТВА.
4
5
Въ
то
время,
какъ
ученикъ-звуковикъ,
зная
несколько
буквъ,
самъ составляетъ
новыя
слова,
по
американскому
методу
онъ
можетъ
только механически
заучивать
со словъ
учителя
новыя
слова.
А
гдѣ
нѣтъ
самодеятельности
и
творчества,
тамъ
нѣтъ
и
интереса"...
Статья
г.
Вахтерова
вызвала
возраженія.
На
одно
изъ та-
ковыхъ
возраженій
было
указано
выше.
Здѣсь
умѣстно
будѳтъ
привести
возрансенія
г-жи
Мордвиновой,
основывающейся
на
дан-
ныхъ изъ
своей
практики. Вотъ
ея
возражѳнія:
„Проводя
обученіе
грамоте
и
по
звуковому
и
по
такъ
на-
зываемому
„американскому
методу",
я
считаю
своей
обязан-
ностью
сдѣлать
г.
Вахтерову
нѣкоторыя
возраженія.
^Если
американцы
действительно
заимствовали
свой
методъ
у
китайцевъ,
то,
конечно,
вѣрно,
что какъ
американская,
такъ
еще
бопѣѳ
наша
русская
школа
удалились
отъ
китайскаго
ме-
тода.
Но
что же
изъ
этого
слѣдуетъ?
Американцы
взяли
отъ
китайскаго
метода
то,
что
соответствовало
особенностямъ
ихъ
языка,
а
мы
заимствуемъ
у
американцевъ нужное
и
полезное
для
себя.
Дѣнность
нашего
метода,
который
въ
сущности
явля-
ется
соѳдиненіѳмъ
двухъ
методовъ
метода
цѣлыхъ
словъ
(американскаго)
и
звукового,
отъ
этого не
уменьшается.
Мы,
русскія
учительницы, отказавшіяся
отъ
звукового,
метода,
взя-
ли
у
американцевъ
то,
что вноситъ
интересъ
въ
занятія
грамо-
той
и
пріучаетъ
дѣтей
съ
первыхъ
же
уроковъ
къ
правильно-
му,
осмысленному
чтенію.
Начиная
обучѳніѳ
дѣтей
грамотѣ
съ
заучиванія
цѣлыхъ
словъ,
мы
хотимъ съ
перваго
же момента
сделать
дѣтямъ
понятнымъ
процессъ
чтенія
и
облегчить
про-
цессъ
разложенія
и
сліянія
звуковъ.
^Всѣмъ,
занимавшимся
звуковымъ
методомъ,
хорошо
из-
вестно,
какъ
трудно
многимъ
детямъ
научиться
сливать
звукп
въ
слова.
Между
темъ,
научившись
читать
рядъ
словъ,
запо-
миная ихъ
образы,
ребенокъ
безъ
труда
разлагаетъ
ихъ
на
зву-
ки и
сливаетъ
эти
звуки
въ
слова.*)
Ни
о
какой
механизаціи
при
зрименѳніи
этого
метода
не
можетъ
быть
и
речи,
потому
что
съ
перваго
же
урока,
съ
пер-
ваго
шага
ребенку
открывается
широкое
поле
для
самодеятель-
ности.
Ученикъ
не
заучиваѳтъ
новыя слова
со
словъ
учителя,
а
самъ
догадывается,
какъ
произнести
слово,
данное
ему
Щ
прочтенія.
Практика
показываетъ
также,
что
применѳніе
этого
Ц)
См.
статью
,,Обученіе
чтенію
по
методу
цѣлыхъ
словъ"
въ
журн.
»Д
ЛІ
>
нароцнаго
учителя".
1913
г.
5.
1...,432,433,434,435,436,437,438,439,440,441 443,444,445,446,447,448,449,450,451,452,...748
Powered by FlippingBook