ВЕСТНИК РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА : ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ИЗДАНИЕ РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА : ГОД ИЗДАНИЯ ПЯТЫЙ. 1916. № 1-7: ЯНВАРЬ - ИЮЛЬ. - page 441

Jig
4
5
ВѢСТНИКЪ
РЯЗАНОКАГО
ГУБЕРНСКАГО
ЗЕМСТВА.
31
домъ
словѣ.
Правда,
на
трѳтьѳмъ
году
обученія
эти
отдель-
ные
психичѳскіе
акты—
изолированные
импульсы
сливаются
въ
одинъ
совокупный
импульсъ,
и
тогда
ребенокъ приближается
къ
чтѳнію
взрослаго
человѣка.
Ъыводъ
отсюда
можетъ
быть
сдѣланъ
только
одинъ:
надо
начинать
не сь
цѣлыхъ
словъ,
не
по
китайски,
а
съ
звуковъ
и
слоговъ,
выдѣляя
ихъ
дзъ
словъ
и
фразъ,
и
съ
буквъ.
Іероглифическое
же
чтеніе,
называемое
у
насъ
американскимъ,
находится
въ
прямомъ
противоречии
<?Ъ
закономъ
сліянія
отдѣльныхъ
актовъ
въ
совокупные импульсы.
Такіе
педагоги
поступаютъ
наперекоръ
природѣ
ребенка
и на-
чинаюсь
съ
того,
чѣмъ
слѣдовало
бы
кончать.
И
меня
крайне
удивило
заявленіе
одного
изъ
защитниковъ
американскаго
мето-
да,
что
они
основываются
на
3-й
части
экспериментальной
пе-
дагогики
Меймана.
Ъѳзспорно,
что
проф.
Мейманъ
знаменитый
экспериментаторъ
и
въ
этой
области
является
первымъ
автори-
тетомъ
въ
мірѣ.
Но
ссылаться
въ
данномъ
случаѣ
на
него
од-
ного
неудобно
было
потому,
что его
книга
является самымъ
опредѣлѳннымъ
отрицаніемъ
американскаго
метопа.
Послѣ
выше-
названной
ссылки
на
Меймана,
я взялъ
эту
книгу
и
прочелъ
съѣзду
нѣсколько
попавшихся
подъ
руку
цитатъ,
и
вездѣ
Мей-
манъ
требовадъ,
чтобы
обучѳніе
начиналось съ
отдѣльныхъ
эле-
ментовъ
(звуковъ,
буквъ
и
даже
штриховъ),
и
только
затѣмъ,
путѳмъ
упражненій,
чтеніе
доводилось
бы
до
сліянія
этихъ
изопированныхъ
процѳссовъ
въ
одинъ
цѣлый,
слитный
актъ.
Практика
американскаго
метода
показываетъ,
что
дѣти,
не
зная
буквъ,
механически
связываютъ съ
оптичѳскимъ
видомъ
слова
опредѣленное
понятіе,
и
съ
своей
точки
зрѣнія
правы,
когда,
затѣмъ,
читаютъ
слово
гиарз
,
какъ
мячз
,
слово
котз
,
какъ
киска,
кошка
или
Мурка.
И
дѣти
изумляются,
почему
нельзя
данный
знакъ
произнести,
какъ
киска
t
когда
его
можно
про-
изнести,
какъ
котз.
Это
было
бы
еще
понятно,
если
бы
этотъ
іероглифичѳскій,
китайскій
мѳтодъ
былъ
доведенъ
до
конца.
Тогда
дѣти
читали
бы такъ,
какъ въ
далекой
древности
разби-
рали
идеографическое
письмо.
Но
этотъ
методъ
теперь
не
вы-
держаны
онъ
потерялъ
свой
стиль.
Въ
Америкѣ
послѣ
четы-
рехъ
мѣсяцѳвъ
обученія
по
этому
методу переходятъ
къ
совре-
ыеннымъ
буквамъ,
а
у
насъ
еще
раньше. А
зная
буквы,
уче-
нику
уже
нельзя
читать
кхдаг,
какъ
писка
,
и т.
д.
Онъ уже
теперь
знаетъ,
что
значить
каждый
значокъ
въ
словѣ,
что
къ
чему,
онъ
уже
долженъ
перестать
быть
автоматомъ,-
механи-
чески
заучивающимъ
каждое
слово по
его
внѣшнему
виду,
^еханизація
обученія
ведетъ
къ
отсутствію
самодѣятельности.
1...,431,432,433,434,435,436,437,438,439,440 442,443,444,445,446,447,448,449,450,451,...748
Powered by FlippingBook