ВЕСТНИК РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА : ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ИЗДАНИЕ РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА : ГОД ИЗДАНИЯ ПЯТЫЙ. 1916. № 1-7: ЯНВАРЬ - ИЮЛЬ. - page 440

30
ВЪСТНИКЪ
РЯВАНСКАГО
ГУ ВЕРЫСКАГО
ЗЕМСТВА.
гіероглифическаго
изученія
нѣсколькихъ
сотѳнъ
словъ,
когда
мы
имѣемъ
возможность
сразу приступить
къ
тому
буквенно-зву.
ковому
анализу, ради
возможности пользоваться
которымъ
ан-
глійскій
учитель
несетъ
предварительный
тяжелый
и
продолжи-
тельный
трѵдъ.
Американцы
изобрѣли
свой
методъ
для
себя.
Это
не
.
изобрѣтеніе
Эдиссона,
дѣ
лаемое
гѳніальнымъ
американ-
цемъ
для
всего
человѣчества.
Въ
данномъ
случаѣ
примѣниыо
положеліе
Монро:
америка
для
американцевъ!"
Близкой
къ
статьѣ
К.
Житомірскаго
по
выраженному
въ
ней
отнопхенію
къ
американскому методу
является
статья
г.
Вахтерова,
появившаяся
въ
JMs
299
„Русскаго
Олова"
(отъ
29
декабря
1913
года)
подъ
заглавіемъ
„Китайскій
мѳтодъ
обученія".
Здѣсь
г.
Вахтеровъ
приводитъ
тѣ
же
соображенія
противъ пригодности
для
русской
школы
американскаго
метода,
какія
приведены
и въ
статьѣ
К.
Житомірскаго.
Кромѣ
того,
г.
"Вахтеровъ
въ
своей
стать
ѣ
отпарируѳтъ
ссылки
на
экспери-
ментальный
изслѣдованія
процесса
чтенія:
„Защитники
такъ
на-
зываемаго
американскаго
метода",
пишетъ
онъ,
„указываюсь
еще
на
экснѳриментальныя
изслѣдованія
процесса
чтенія.
Дѣй-
ствительно,
эти
изслѣдованія
дали
поразительный
результата:
мы,
взрослые,
образованные
люди,
при
чтѳніи
не
смотримъ
на
каждую
букву
въ
отдѣльности,
а
4
схватываемъ
все
слово
и
да-
же
нѣсколько
сповъ
сразу.
Отсюда
послѣдователи
американска-
го
метода
дѣлаютъ
такой
выводъ;
если
мы
схватываемъ
дѣдое
слово
сразу,
значитъ,
именно
такъ
долженъ
читать и начина-
ющій
ребенокъ.
Но
во
всей
исторіи
педагогики
не
было
и
нѣтъ
болѣе
вреднаго
заблужденія,
какъ
то,
когда
при
обучѳніи
дѣ-
тей
сообразуются
не съ
психикой
обучаемыхъ,
а
съ
психикой
взрослаго
или
стараго
человѣка.
Въ
сущности,
почти
всѣ
бѣды
нашей
школы
проистекали
оттого,
что
наблюдѳнія
надъ
взро-
слыми
и
старыми
людьми
клались
въ
основу
обученія
маяолѣт-
нихъ.
Нѣтъ
5
въ
данномъ
случаѣ
надо
сообразоваться
съ
дро-
цессомъ
чтенія
не
взрослаго
и
образованнаго
человѣка,
а
начп-
нающаго
ученика.
А
этотъ
процессъ,
какъ
показали
многочи-
слѳнныя
экспериментальный
изслѣдованія
Месмера,
Мѳймана
и
друг.,
совсѣмъ
иной.
Начинающія
дѣти
читаютъ,
схватывая
сра-
зу
не
цѣлыя
слова,
а
только слоги
и
даже
отдѣльныя
буквы.
Для прочтенія
одного
слова
намъ,
взрослымъ,
нуженъ
одинъ
психическій
актъ,
а
дѣтямъ
двухъ
пѳрвыхъ
годовъ
обучѳюя
нужно
столько
изолированныхъ
психическихъ
актовъ,
сколько
слоговъ
или
даже
буквъ
(смотря
по
времени
обученія)
въ
каж-
1...,430,431,432,433,434,435,436,437,438,439 441,442,443,444,445,446,447,448,449,450,...748
Powered by FlippingBook