ВЕСТНИК РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА : ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ИЗДАНИЕ РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА : ГОД ИЗДАНИЯ ПЯТЫЙ. 1916. № 1-7: ЯНВАРЬ - ИЮЛЬ. - page 66

52
В'ВСТНИКЪ
РЯЗАНСКАГО ГУБЕРНСКЛГО ЗЕМСТВА.
1
детъ
знать
хорошо
и
съ
разныхъ
сторонъ
свой
классъ.
Тогда
только
въ
лицѣ
преподавателя
соединится
и
воспитатель,
такъ
часто
искусственно
и
съ
большимъ
вредомъ
для
дѣла
разъеди-
няемые.
Но
по силамъ-ли
одному
преподавателю
вести
нѣсколько
предметовъ?
Наше
стремденіѳ
къ
спеціализаціи
въ
преподава-
тельской
дѣятельности
безусловно
осуждено Ушинскимъ
съ
точки
зрѣнія
воспитательныхъ
задачъ
школы.
„Трудно-ли
знать
какой-
нибудь
одинъ
предметъ
въ
предѣлахъ
гимназическаго
курса?
Трудно-ли
знать
три, четыре
такіе
предмета,
занимаясь
ими
исключительно
годъ
или
два?"
Можетъ
быть,
здѣсь
Ушинскій
впадаетъ
въ
нѣкоторую
крайность,
суживая
объемъ
знаній
преподавателя
своего
пред-
мета
до
„предѣдовъ
гимназическаго
курса":
мы
теперь
никакъ
не
можемъ
мириться
съ
знаніями
преподавателя,
ограничива
ющимися
лишь
пределами
того
курса,
который
ему
нужно пре-
подавать.
Однако,
и въ наши
дни
полезно
задуматься
надъ
мыслью
Ушинскаго
о
томъ,
что
важнѣе
стремиться-
ли
къ воз-
можно
большему
сообщенію
знаній
учащимся
или,
суживая
объемъ
сообщаемыхъ
знаній,
заботиться
о
гпубинѣ
проработки
курса,
воспитывая
въ
учащихся самостоятельную мысль?
Вѣдь
нужно
признаться,
что
современная
средняя
школа
впала въ
про-
тивоположную
крайность
въ
своемъ
стрѳмленіи
къ
всѳохватыва-
ющимъ
и
исчерпывающимъ
программамъ.
Само министерство
наконецъ,
осудило
въ
наши
дни
„многопредметность
и
перегру*
женность
программъ".
И
не
всегда
бываютъ
виною въ
данном
случаѣ
офиціальныя
программы. Сами
преподаватели
средне
школы,
въ
погонѣ
за
широтой
захвата
круга
сообщаемыхъ
уча-
щимся
свѣдѣній
и
за
исчерпывающимъ
преподаваніемъ
своего
предмета,
добровольно
расширяютъ
и
перегружаютъ программы.
При
этомъ не
только не
видятъ
въ
этомъ
недостатка,
а
даже
гордятся
своими
расширенными программами
и
скорбятъ,
еспі
имъ
приходится
суживать
свой
захватъ,
считаясь
съ
уровнемъ
развитія
средняго ученика
или
ученицы.
Имъ
бы
хотѣлось
ПО'
строить курсъ,
разсчитанный
на
лучшихъ
учениковъ,
дабы
при-
близить
такимъ
образомъ
курсъ
своего
преподаванія
къ
курсу
высшей
школы.
И
если
такимъ
преподавателямъ,
а
особенн
преподавательницамъ, удается
копировать
своихъ
профессоровъ,
то они
чувствуютъ
полное
удовлетвореніе
для
своей
педагоги
ческой
совѣсти.
Здѣсь
очевидное
смѣшеніе
цѣлей
высшей
и
средней
школы.
1...,56,57,58,59,60,61,62,63,64,65 67,68,69,70,71,72,73,74,75,76,...748
Powered by FlippingBook