ВЕСТНИК РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА : ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ИЗДАНИЕ РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА : ГОД ИЗДАНИЯ ПЯТЫЙ. 1916. № 1-7: ЯНВАРЬ - ИЮЛЬ. - page 67

No
1
ВЪОТНИКЪ
РЯЗАНСКАГО
ГУВЕРНСКАГО
ЗЕМСТВА.
53
Мнѣ
припоминается
по
этому поводу
ядовитое
высмѣиваніе
по-
койнымъ В, О. Ключевскимъ
манеры
преподавателей
и
препо-
давательницъ
средней
школы взвинчивать свои
курсы
въ
подра-
жаніе университетскимъ.
Особенно
высмѣивалъ
онъ
гимназическія
темы
для
сочиненій
столь
широкаго
захвата,
что
впору
спра-
виться
диссертанту, пишущему
ученый
трудъ.
Вотъ
въ
этомъ-то
случаѣ
и
полезно
напомнить
положеніе
Ушинскаго,
что не
знаніе
предмета
составляетъ главное
достоин-
ство
преподавателя
средней
школы,
а
умѣнье
воспптывать
уча-
щихся
своимъ
предметомъ.
Не
это
:
ли
положеніе
напомнилъ
на-
дняхъ
(въ
отъ
6
дек.
1915
г.)
своей
замѣткой
въ
„Русскихъ
Вѣдомостяхъ"
А.
Серафимовичъ,
указывая
на
коренную
язву
нашей
средней
школы?
„Посмотрите",
говоритъ
онъ,
„какъ
учатся
наши
дѣти.
Да
развѣ
это
ученье?
Да
развѣ
это
воспрі-
ятіе
знашй?
Нѣтъ,
это-
мучительство....
Перегруженныя
безтол-
ково
и
сумбурно
составленными
программами,
у
которыхъ
одна
цѣль
задавить^
отнять
возможность
мыслить,
читать,
дѣти
ве-
дутъ
нескончаемую
борьбу
съ
педагогами.
Вмѣсто
толковаго,
любовнаго
усвоенія
предмета—
сплошное
употребление
подстроч-
никовъ,
ключей,
сборниковъ
рѣшеній
всѣхъ
задачъ.
Вмѣсто
того,
чтобы
разобраться
въ
конструкдіи
фразъ,
просто
выдол-
бятъ
готовыя
cnoBaj
готовый
перѳводъ....
И
это
поголовно.
Анализъ,
развитіе,
способность
самостоятельно
мыслить,
способ-
ность
оріентироваться
среди
явленій научнаго порядка,
все
убито,
все
замѣнено
одной
памятью,
все
замѣнено
механичностью.
Чудовищно! Нужно
себѣ
представить
всю
огромность пониженія
интеллекта
страны
отъ
такой
замѣны
живой
мысли
механизмомъ,
книжной
машиной!"
Весь
„проектъ"
Ушинскаго
какъ
разъ
и
проникнутъ
мыслью
о
воспитаніи
самодѣятельности
у
будущихъ
учителей,
„Въ
учебныхъ
занятіяхъ
воспитанниковъ",
читаемъ мы
здѣсь,
„долженъ
преобладать
характеръ
самостоятельности...
Курсы
воспитанниковъ
семинаріи
должны
различаться, смотря
по назна-
ченію
каждаго;
но,
вообще,
ясность
и
опредѣленность
должны
предпочитаться
обширности
познаній".
„Non
multa,
sed
nmltum!"
вотъ
приндипъ,
на
которомъ
на-
стаиваетъ
К.
Д.
Ушинскій
въ
вопросѣ
объ
объемѣ
курсовъ
для
будущихъ
учителей
и
характерѣ
проработки
ихъ.
Если,
какъ.
мы
видѣли,
даже для
учителей
средней
школы
Ушинскій
не
считаетъ
главнымъ
достоинствомъ
наличность
богатаго
запаса
знаній,
то
тѣмъ
болѣе
онъ
настаиваетъ
на
необходимости
огра-
1...,57,58,59,60,61,62,63,64,65,66 68,69,70,71,72,73,74,75,76,77,...748
Powered by FlippingBook