тетерь, в обстановке последнего перехода эскадры, перед
нашим вступлением на театр военных действий, созда
лась та располагающая задушевность, когда я смог
удовлетворить свое любопытство.
Шаг за шагом Васильев рассказывал мне свое дет
ство и школьные годы, дал портреты своих родителей
и членов семьи. Посвятил меня и в тайны послед
них лет его пребывания в Кронштадтском Морском
училище, где он получил инженерное образование. Как
странно складывается судьба человека! Какими неве
домыми путями проходит его жизнь! Мы с Васильевым
выросли в совершенно различной обстановке, а я, слу
шая его, часто не мог удержаться от восклицания:
— Вот как! Ведь то же самое и мне приходилось
переживать!
Он и я далеко жили от моря и ничего общего
с ним не имели. Однако это не помешало нам стать
моряками по добровольному выбору. Оба мы беско
нечно полюбили водную стихию и отдали сердце мор
скому делу.
Сын земского врача, родившийся на Украине, про
ведший раннее детство в самой захолустной деревне
Воронежской губернии, Васильев до четырнадцати лет
никогда не видел моря. Никого из моряков не было
ни в его семье, ни среди знакомых его отца. М тем
не менее мечта о широких водных просторах, жажда
стать моряком, любовь к кораблям проснулись в нем
с детства, как только он научился читать. В пятилетием
возрасте он уже срисовывал все корабли из журналов
и знал в точности весь состав русского флота. Однажды
летом, на седьмом году жизни, ему пришлось гостить
у своего дяди на хуторе, мимо которого протекала
небольшая речка. Взрослые купались в ней, проявляя
.свое наслаждение в радостных возгласах
и
смехе, а
ему разрешали сидеть только на берегу. Мальчик смо
трел на них с завистью и размышлял, почему бы
и ему не воспользоваться таким удовольствием? В искус
стве плавания ничего хитрого не было—лишь выгре-
259