44
Положимъ, что требуется построить столбъ, вы
сотою хоть съ ЭйФелеву башню (300 мет.), кото-
рый-бы на верхнемъ концѣ поддерживалъ нѣсколько
пудовъ грузу. Какая бы потребовалась для этого
масса желѣза,—это видно изъ практики построенія
Эйфелевой башни. Но положимъ эта задача имѣетъ
обратный видъ: устроить цѣпь длиною въ башню Эй
феля, верхній конецъ которой (цѣпи) укрѣпленъ на
высотѣ, а нижній деряштъ грузъ, равный, напр.,
вѣсу самой цѣпи. Боже! какъ легка такая задача.—
Обыкновенная проволока, длиною въ 300 метровъ,
уже удовлетворяетъ такой задачѣ.
А что, если бы мы потребовали, чтобы и башня,
какъ и проволока, поддерживала на своей вершинѣ
грузъ, равный вѣсу самой башни!...
Не трудно показать, что прямоугольная полоса
жести произвольной ширины и толщины, будучи
укрѣплена этой шириной на высотѣ и такимъ обра
зомъ повѣшена, подобно занавѣскѣ, —не разры
вается при высотѣ ея въ 500 метровъ (около Ѵа вер
сты) и даже болѣе.
Давленіе газовъ хотя и дѣйствуетъ сильнѣе, чѣмъ
одна тяжесть оболочки, но, тѣмъ не менѣе, пропор
ціонально :этой послѣдней и немного отъ нея отли
чается.
На аэростатѣ проявляются силы,
растягивающія
его оболочку, какъ и силы, разрывающія повѣшен
ную веревку или полотно; на башню же дѣйству
ютъ силы,
сдавливающія
ея массу.
На морской корабль также дѣйствуютъ силы,
сдавливающія его массу, и потому устройство мор-
скаго корабля сравнительно трудно и было бы не-