—
63
—
Особо
надо
оттенить
.связь
с
краеведными, организациями.
Через
них
школа
будет
вовлечена
в
общегубернскую
краеведную
работу,
и
может выполнить
свою,
хотя и
неболь-
шую
долю
работы
в
деле
познания
широкого
края.
Но
самое
ценное
в
этой
связи заключается
в
том,,
что школа
будет
подготовлять
кадры
будущих
краеведов
—
краестроителей.
С
этой
точки
зрения
крайне
важно,
чтобы
к
своей
круж-
ковой
краеведческой
работе
она
привлекала
и
окончивших
школу, продвигая
их
постепенно
в
состав
местных
краевед-
ческих
организаций.
Школьные
краеведческие
музеи.
Не
малое
организационное
значение имеет
и
краевед-
ческий
школьный
музей.
Наша
губерния
должна
быть
покрыта
правильной
сетью
таких
школьных
музеев.
В
волостях
необходимо
организовать
волостные
школь-
нокраеведческие музеи
в
тесной
опять-таки связи с
местными
краеведческими
музеями,
и
отделениями
общества
исследо-
вателей
рязанского
края.
Волостной
музей
необходим:
современная
волость
очень
крупная
единица,
изучение
ее
только-только
начинается,
и
крайне
важно,
чтобы материалы
этого
изучения
нашли
себе
место
в
музее,
а
не
растеривались
бесплодно,
как
это
было
до
сих
пор.
Музеям
этим
придется,
по
всей вероятности,
вна-
чале вести
тяжелую
борбу
за
существование,
но
надо
на-
чинать
с
малого.
Пусть
музей
этот
приютится
пока
в
шко-
ле,
в
библиотеке,
избе-читальне.
Организовать
его
в
боль-
шинстве
случаев могут
только
школьные
работники:
от
их
настойчивости,
терпения
и
сознательности
будет
зависеть
его
дальнейшая
судьба.
Лиха
беда
—
начало.
На
первое
время
весь
музей
уме-
стится
на
одной
полке
шкафа,
так
начинали многие
изве-
стные
музеи, выросшие
потом в
крупные
учреждения.
В
сущности
каждая
школа
нуждается
в
таком маленьком
музее,
как
нуждается
в
физическом,
химическом
кабинете,
но
отличие
в
том,
что
организовать
физический
и
химический
кабинеты
школа пока
не
в
состоянии,
а
создать
свой
школь-
ный
краеведческий
музей
ей
гораздо
легче.
Музей
этот,
при
умелом
использовании
будет
превосходным
педагогическим
пособием.
И
места
он
займет
немного,
так
как
нет
надоб-
ности
все вывешивать
и
выставлять.
Демонстрировать,
нужно
только
основное,
сейчас
нужное;
остальное
должно
храниться
в
свернутом
виде,
конечно
с
описью,
чтобы
легче
было
найти
необходимое.