А. А. МАНСУРОВ, М. Д. ОСИПЦЕВ, Е. И. ЯБЛОКОВ. КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ : ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ РЯЗАНСКОГО КРАЯ : ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ 1 И 2 СТУПЕНИ, СЕМИЛЕТОК И ШКОЛ КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ. ВЫП. 3. - page 65
61
—
будет
общий
для
всех,
все
же частности
и
углубленная
про-
работка будет
вестись
одной—
двумя
школами.
Ведь
нет
ни-
какой
особой
надобности,
например,
чтобы
непременно
ка-
ждая
школа
подробно
изучала обитателей
поля,
вредителей
сада,
огорода
и
т.
д.
Таким
образом,
школы
работают
над
изучением
своей
местности
в
полном
контакте,
сообща
вырабатывая
и
план
этой
работы.
Но ограничиться
об'единением
близ
лежащих
школ
бы-
ло
бы
недостаточно.
Ведь
основной
единицей
краеведческо-
го
изучения
должен
быть
район
—
волость,
как
нечто
целое
в
природно-хозяйственном
и
культурно-бытовом
отношении.
Правда,
современная
волость не есть нечто
устоявшееся
в
своих
границах,
но зато
она
получила уже
надлежащее
офор-
мление,
как
хозяйственная
единица,
взамен
старой
волости
и
уезда.
Поэтому,
нам нет
большой
надобности
изучать
уезд
как
отмирающую единицу
и
губернию
в
целом,
поскольку
и
она
отмирает,
как
нечто
целое.
Следовательно,
организация
работы
на
территории
во-
лости
(района)
—
вот
задача
нашей
школьно-краеведческой
работы.
Должен
быть
волостной
(районный)
план школьного
краеведения,
а
руководящим
органом
такого
должна
быть
волостная
методическая
комиссия совместно с
волостной
краеведческой
организацией
и
опорной
школой.
Чтобы
краеведческую
работу
сделать
единой,
план
на-
до
обсуждать
на
волостных
конференциях;
в
начале
года
и
результаты
работы
на заключительных
годовых
конферен-
циях,
при непременном участии
местной
краеведческой
орга-
низации,
представителей
с/совета
и
ВИК'а,
партии, агроно-
ма,
врача,
ветеринара,
статистика,
кооператора.
Построение
школьной программы,
а
краеведческой
ра-
боты
и
общественно-полезной
труд
не
можду
обойтись
без
их
активного
участия.
Из разделения труда
вытечет
между
прочим
необходи-
мость
широкого
и
планомерного
общения
школ
путем орга-
низации
систематических
краеведческих
экскурсий
по
волости,
что
опять-таки
еще
не
вошло
в
практику
наших
школ,
пола-
гающих,
что
смотреть
в
чужой
деревне
нечего,
что там то
же,
что
у
нас—
взгляд
глубоко
ошибочный.
Краеведение
должно
быть
сравнительным,
не только
во
времени,
но
и
в
пространстве,
так
как
сравнительная
точка
зрения
позво-
ляет
лучшее
осмыслить
и
динамику
жизненных
явлений,
и
их
общий
характер,
и
индивидуальные
уклоны.
1...,55,56,57,58,59,60,61,62,63,64
66,67,68,69,70,71,72,73,74,75,...256