—
70
—
его
до
тепла;
как
и
когда
производится
топка;
как
утепляют
жилище,
конюшни,
хлева.
Изучение
зимой
одежды
и
обуви
составит
продолжение
предшествующей
работы:
количество
и
качество,
кем
шьется,
из
какого
материала;
как
одеваются дети
и
взрослые, муж-
чины и
женщины;
покупают
ли
одежду
и
обувь
или
шьют
дома
и
т.
д.
Эта
работа
вполне посильная
для
ребят
и
дает
хороший
краеведческий
материал.
5-я
тема
„Жизнь
и
труд зимой".
Во время
работы
над
этой темой
можно
для
деревен-
ской
школы выяснить зимние
работы
отца,
матери,
соседей,
домашние
работы
ребенка,
зимние
детские
игры
и
развле-
чения,
наладить
наблюдения
погоды
и
природы
(птицы,
жи-
вотные,
деревья).
В
связи с
этой темой
можно
провести следующие крае-
ведческие
работы: 1)
выяснить
трудовой
зимний
день
семьи,
2)
выяснить
трудовой
день
ребенка
—
игры
и
труд
ребенка
и,
в
связи
с
этим,
хозяйственную
роль
в
семье
детей
разного
возраста
в
виде
участия,
например,
в
уходе
за
животными,
помощи
матери,
хождения
на
базар
и
т.
д.;
3)
выяснить
уход
за
домашними
животными;
4)
составить
перечень зимующих
птиц
и
диких
животных
и выяснить
условия
их
жизни,
вред
и
пользу
от
них;
5)
вести
элементарный
календарь
погоды
и
трѵда.
Каждая
из этих
задач
требует
организации
длительных
наблюдений
и
постепенного
собирания
сведений
в
семье
и
у
соседей,
при
чем
собираемые
сведения
могут
носить
уже
не
только
качественный,
но
и
количественный
характер.
Так,
можно попытаться выяснить
через
ребят,
сколько
в
каждом
дворе
лошадей,
коров,
свиней,
овец,
птицы
и
т.
д.
и
соста-
вить
в
результате
хотя
бы
такую
таблицу:
Наши
домашние
животные:
Дома
и хо-
зяева.
Лошадей.
;
Жеребят.
Коров.
Телят.
С
в
pi
ней.
Порсят.
Овец,
ба-
ранов.
Ягнят.
Он
>>■>
Гусей.
1
Уток,
j
Собак.
аз
а
о
к/
==
■
1
1
j
•
■
j
,
ѵі
і
і
і
ТТ
1
і
:
"
!
і
'
!
1
1
і