А. А. МАНСУРОВ, М. Д. ОСИПЦЕВ, Е. И. ЯБЛОКОВ. КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ : ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ РЯЗАНСКОГО КРАЯ : ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ 1 И 2 СТУПЕНИ, СЕМИЛЕТОК И ШКОЛ КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ. ВЫП. 3. - page 69

65
знахаря,
домашним
лечением,
на
какие
периоды
падает
за-
болеваемость,
на
какие
периоды
обращение
к
врачу,
совпа-
дает
ли
одно
с
другим,
причины
несовпадения
и
т.
д.
Едва
ли
подобное
изучение
будет
лишним,
едва
ли
оно
может
быть
произведено
медицинским
персоналом
за
недосугом
так
де-
тально,
как
школой,
а
если
и
произведено,
то
в
общем
по
волости,
а
не
индивидуально
по
деревням
и
т.
д.
И
вот,
если
бы
было
так,
и
дети
узнали
бы,
что они
помогают
сообщить
городу
о
нужде
их
деревни
в
лекарстве,
в
док-
торе,
то,
вероятно,
что
к
представлениям
их о
болезнях
и о
медпомощи
и
о самом
„центре
культуры"
городе
нечто
при-
бавилось.
Что
именно?
Сверх
представления
о
городе,
что
там
покупают
баранки,
пряники
и т. п.
прибавилось
бы,
без
мудреных
слов,
что
город
центр культуры,
ощущение
связи
с
городом,
ощущение
полезности
обследования
не
путем индивидуальных
попыток
и
поездок
за
лекарствами
для
семьи
или
соседей,
а
в
порядке изучения
своей
жизни,
своих
нужд.
Пусть
этот
путь
длительный,
но
зато
в
нем
огромная
сила
и
убедительность.
Вот
мы
и
думаем,
что
стоит
просмотреть
весь
програм-
мный
материал
и
первых двух
лет
обучения
с
этой
точки
зрения
и,
пожалуй, подробнее,
чем
других
лет
обучения,
чтобы
показать,
что
без
краеведческой
работы
нельзя
пра-
вильно вести
работу
первых двух
лет.
В
школе
наблюдается,
например,
такая
картина.
Изуча-
ются
„наши
домашние
животные",
а
все
изучение
сводится
к
изучению
домашних
животных
вообще.
При
этом
рассуждают
так:
зачем
наблюдать,
как
живет
наша
корова,
что она ест:
ведь
деревенский
хлев
каждый
ребенок
знает,
а
корм
коровий—
обычный
сено,
солома.
Та-
ким
образом,
школа
сообщает
ребятам
сведения,
очень
по
себе
важные,
но
почти
бесполезные
в
тех
реальных усло-
виях,
в
которых
она
работает,
засоряя
голову
ребенка
лиш-
ним
материалом.
Чтобы
показать
краеведческую
основу программ
про-
анализируем
комплекс
„Жизнь
ребенка
до
школы
летом".
Выясняемая
картина
жизни
семьи летом
в
ее
труде
и
отдыхе,
картина
жизни
деревенского
ребенка,
картина труда
и
быта
определенной
местности—
есть
краеведческая картина.
Здесь
еще
неграмотные
дети
уже краеведы.
Ведь
они
собирают
сведения,
они
суммируют
их
во
время
бесед,
даже
делают
кое-какие
выводы.
Из
работ
детей
постепенно
вырастает
наглядная
кар-
тина
труда
детей
летом.
Если продолжить
эту
работу
осенью,
1...,59,60,61,62,63,64,65,66,67,68 70,71,72,73,74,75,76,77,78,79,...256
Powered by FlippingBook