А. А. МАНСУРОВ, М. Д. ОСИПЦЕВ, Е. И. ЯБЛОКОВ. КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ : ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ РЯЗАНСКОГО КРАЯ : ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ 1 И 2 СТУПЕНИ, СЕМИЛЕТОК И ШКОЛ КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ. ВЫП. 3. - page 85

81
Не
исключается,
конечно,
возможность и
более
свобод-
ной
краеведческой
работы
по
изучению
быта
и
остатков
ста-
рины,
раз
эта
работа
выдвинется
самими
ребятами
и
их ин-
тересует.
Например,
ребят
интересует
сбор
поговорок, дере-
венских
песен,
народных примет
о
погоде,
деревенских суе-
верий
и
т.
д.
Просто
отмахнуться
от этих
запросов
нельзя,
место
им
дать
нужно,
но
такую
работу
все
же
иногда
полезней
отнести
в
кружок.
Далее
краеведение,
подводя
базу
под
общественно-не-
обходимую
работу,
не
непременно
должно
быть
связано
только
с
ней.
Краеведение
в
школе,
помимо
помощи
в
про-
изводственной
работе,
имеет
задачу
познания его
и
с
точки
зрения
развития
исследовательских
навыков,
которые
так
необходимы
культурному
жителю
деревни.
Вряд
ли в
3-ем
году
можно все
вопросы программы
проработать
краеведчески,
т. е.
исследовательским
путем,
а
тем
более
систематически;
это
работа
не
одного
года.
Для
того,
чтобы облегчить
собирание
материалов
обсле-
довательскими
группами,
полезно иметь
соответствующие
карточки
или
анкеты,
предварительно хорошо
проработан-
ные.
Форма
этих
карточек
не
имеет
значения,
но
для
облег-
чения
сводки
им
полезно
придать более
или
менее
одно-
образный
внешний
характер,
это
облегчает
и
подбор
и
со-
хранение
материалов,
а
также помогает
и
суммированию
работы.
В
краеведческой
работе
3
года
есть
целый
ряд
труд-
ностей,
которые
нужно
иметь
в
виду
для
успеха
работы:
пер-
вую
мы
уже указали
это
сложность
работы.
И
город
и
де-
ревня
очень сложные
общественные
единицы.
Особенные
трудности,
однако,
открываются при изучении
большого
го-
рода
и
волости.
А
между
тем,
изучение
волости
необходимо:
на
материале
одной
деревни
и на
книжках
общего
характера
трудно построить
правильные
выводы.
Чтобы
иметь
педаго-
гическую
ценность,
краеведческая
работа
должна
иметь
до-
статочно
широкий
об'ем.
Вот
почему
мы
ставим школам за-
дачу
изучать
с
детьми
и
волость.
Но
ведь
изучение
воло-
сти
трудно—
она
велика,
средства
же связи
недостаточны;
экскурсии
трудны
и
не
всегда
приводят
к
цели.
Выход
из этого
положения
может
быть
только
органи-
зационный,
о чем
уже говорилось.
Краеведческая
работа
школы
не
может
быть
одинокой,
она
часть
волостной
школьной
краеведческой работы.
Каждый
школьник
должен
знать,
что
и
его
товарищи изучают
волость,
в
известной
мере
ему
должны
быть
известны
и
общий
план
этой
работы
1...,75,76,77,78,79,80,81,82,83,84 86,87,88,89,90,91,92,93,94,95,...256
Powered by FlippingBook