А. А. МАНСУРОВ, М. Д. ОСИПЦЕВ, Е. И. ЯБЛОКОВ. КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ : ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ РЯЗАНСКОГО КРАЯ : ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ 1 И 2 СТУПЕНИ, СЕМИЛЕТОК И ШКОЛ КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ. ВЫП. 3. - page 87
—
83
—
сталось
с
помещичьей
усадьбоіі,
как
работает
совхоз,
ком-
хоз,
с.-х.
коммуна,
наши
птицы...
Обращает
на
себя
внима-
ние
отсутствие
таких
вопросов,
как
животноводство
в
нашей
деревне,
партия
и
ее
роль
в
деревне,
семссуда.
При
краеведческой работе
в
3-ей группе
городской
школы
надо
иметь
в
виду,
что
в
больших
городах,
где
много
фабрик,
заводов,
мастерских
и
других
учреждений,
доста-
точно
изучить
одно— два.
Здесь
нужно
разделение труда
между
школами.
Обращаем
внимание на
следующее
место
об'яснитель-
іюй
записки
к
программе:
„в
третьей
группе
более
чем
в
предыдущих группах,
нужно организовать
самостоятельную
исследовательскую
работу
детей. Работы группами
в
3
-4
человека по
выполнению
заданий
чередуются
с
классной
ра-
ботой
..
разбившись
на
подгруппы
дети
могут
вести
наблю-
дения
различных
об'ектов
и
явлений
природы...
подгруппа-
ми
же
знакомятся
с
работой
местных
кустарей
ремесленни-
ков"
(стр.
45,
99).
Это
указание
ценно
в
организационном
отношении.
Краеведческая
работа
в
4-й
группе
школы
1-й
ступени.
Вопрос
о
краеведческой
работе
4-ой группы
один
из
самых
спорных
вопросов:
„Далеко
еще
не
ясен
вопрос
о
том,
как понимать
и
осуществлять
краеведческую
работу
на
4
году
обучения,
где
в
основе лежит не
край,
а
СССР
и
мир".
(Б.
Есипов. Учител.
газета).
Чтобы
решить
этот
вопрос,
необходимо
проанализировать
программу
4
года
в
ее
последней
редакции.
Первая
тема
„Итоги"
указывает
определенный
краевед-
ческий
материал.
„Как
мы
проводили
лето"—
может
дать
соответствующий
материал
для
изучения
летних
работ
и
летнего
быта дере-
вни
и
города.
„Организация
длительных
наблюдений
за
ветром,
осад-
ками,
температурой,
.
.
.
.
—
также
открывает широкую
дорогу
краеведческой
работе.
Поставьте
эти
работы
плано-
мерно,
учитывайте
их,
посылайте
материалы
в
ближайшую
метеорологическую
станцию,
и
вы
будете
вести
научную
краеведческую
работу.
И
это
можно
сделать
не
только го-
родским
школам,
но
и
деревенским.
Но
здесь
нужно
пойти
немного
дальше:
надо
вести
фенологические
наблюдения
и
трудовой
календарь.
1...,77,78,79,80,81,82,83,84,85,86
88,89,90,91,92,93,94,95,96,97,...256