А. А. МАНСУРОВ, М. Д. ОСИПЦЕВ, Е. И. ЯБЛОКОВ. КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ : ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ РЯЗАНСКОГО КРАЯ : ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ 1 И 2 СТУПЕНИ, СЕМИЛЕТОК И ШКОЛ КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ. ВЫП. 3. - page 88

84
В 4-м году такой
„календарь
природы,
погоды,
труда"
вполне
доступная
и
очень
денная
работа.
В области
явлений
общественной
жизни
„деревенская
летопись",
можег
дать
ценные
материалы
и
обществу
краеведов
и
самой
школе.
Следующая
большая
краеведческая
тема
„Климат,
кар-
тины
природы
и
сельско-хозяйственного
труда
в
нашем
крае;
(губернии,
области)
леса,
луга
почвы
края".
Это
изучение
должно
быть
сравнительным
и
тесно
связано
с
изучением
этих
явлений
у
себя
в
деревне.
Климат,
природу,
сельско-хозяйственный труд
мы
изуча-
ли в
3-ем году.
В
4-ом
нам
придется
эти
понятия
уточнить,
расширить,
но
обязательно
на
точной
основе
знакомства
с
окружающим
это
обязывает
нас к использованию
материа-
лов
прошлого
года
и к
некоторым
работам,
углубляющим
и
уточняющим
эти
данные.
Когда
далее
мы
будем
изучать
„Сельское
хозяйство
в
разных
районах
СССР-
леса,
луга,
почвы"
момент
сравнения
должен
быть
налицо,
а это заставит
школу
тщательно
вгля-
деться
в
окружающую
жизнь
и
произвести
опять-таки
неко-
торые
краеведческие
изыскания.
Изучение
промышленности СССР
начинается с
изучения
того,
что
добывается
в
нашем
крае,
в
нашей
местности—
ру-
да,
торф,
соль, камни,
и
другие
строительные
материалы
например
глина,
известь.
Здесь
как
раз
место
довольно
серьезному краеведческому
обследованию
ископаемых.
Это
обследование
требует
некоторого
знакомства
с
геологией—
оно
более
посильно
для
4-ой
группы,
где
у
ребят
имеется опыт
краеведческой
работы.
Такие
обследования
имеют
очень
большое
практическое изучение:
недра
нашей
губернии
изу-
чены
слабо.
Не
так
ведь
давно,
близ
деревни
Ерино,
Михайлов-
ской
волости,
обнаружены
богатейшие
залежи
глины
и
известняков,
что
послужило
толчком
к
постройке
большого
Сапроновского
портланд—
цементного завода
крупного
кали-
бра.
Школа
могла
бы
в
этом
отношении
быть
пионером,
сама
исследуя недра,
собирая
данные
о
недрах
от
населения
и
направляя
сведения
в
Рязань.
Изучение
вопроса
как,
откуда
мы
получаем
наши
плуги,
косы,
сита,
посуду
носит
характер
краеведческий,
так как ха-
рактеризует
некоторые стороны
нашего
быта,
со
стороны
связей
нашего
района
с
другими.
Работа
над
темой,
„Как
образовался
СССР"
требует
краеведческого
подхода.
Например,
изучать,
как
жили
крестьяне
и
помещики
при
крепостном праве,
надо
опираясь
на
местные
материалы.
1...,78,79,80,81,82,83,84,85,86,87 89,90,91,92,93,94,95,96,97,98,...256
Powered by FlippingBook